Личностные детерминанты формирования функционального имиджа тренера по футболу при работе с командами разного уровня

Авторы

  • Андрей Малиновский Национальный университет физического воспитания и спорта Украины, Ukraine
  • Татьяна Петровская Национальный университет физического воспитания и спорта Украины, Ukraine https://orcid.org/0000-0003-3936-1965

DOI:

https://doi.org/10.32652/olympic2018.1_%25x

Ключевые слова:

имидж тренера, психологическая структура имиджа, личностные детерминанты имиджа

Аннотация

Актуальность. Формирование действенного, эффективного имиджа тренера способствует повышению результативности соревновательной деятельности спортсменов, однако проблема имиджа спортивного тренера остается недостаточно изученной. Цель. Определение особенностей структуры профессионального имиджа тренера по футболу при работе с командами разного уровня. Методы. Анкетирование 96 футболистов и экспертные интервью, которые позволили оценить актуальный имидж 32 тренеров футбольных команд, методы математической статистики: модульный программный продукт SPSS, корреляционный и кластерный анализ. Результаты. Выявлены индивидуально-психологические характеристики, формирующие имидж тренера по футболу. Структура функционального имиджа тренера по футболу включает: индивидуально-психологические характеристики, поведение и взаимодействие, социальный статус и образование, внешность, специальные знания и умения. Определены значимые личностные детерминанты формирования функционального профессионального имиджа тренера при работе с футболистами разного возраста и стажа: пользуется уважением в спортивной и футбольной среде, профессионал своего дела; образованный; целенаправленный, мотивированный на результат; сосредоточенный и внимательный в процессе тренировки и соревнований; амбициозный; жаждет победы; умеет организовать коллектив; умеет идейно вдохновлять; умеет доступно донести информацию спортсменам; знает методику обучения и тренировки; любит детей, работает с молодежью. С ростом профессионализма и возраста спортсмена уменьшается важность составляющих имиджа тренера, связанных с характеристиками межличностного общения, значимость приобретают характеристики статуса, атрибутов внешней успешности, психологических и педагогических умений тренера. Не выявлено значительной корреляционной связи между возрастом, стажем спортсменов и оценкой важности большинства составляющих показателей имиджа тренера, что может свидетельствовать о его универсальности. Заключение. Выявлены составляющие, детерминирующие формирование позитивного профессионального имиджа тренера по футболу, которые могут быть учтены в процессе формирования и коррекции имиджа на разных этапах профессионального становления.

Библиографические ссылки

Бушуева ТН. Формирование имиджа спортивного тренера как фактора результативности соревновательной деятельности [Forming the image of a sports coach as a factor determining the effectiveness of competitive activities] [автореферат]. Челябинск; 2007.

Малиновський АІ, Петровська ТВ. Соціально психологічні складові іміджу спортивного тренера як суб’єкта спортивної діяльності [Social and psychological components of the image of a sports coach as a subject of sports activities]. Науковий часопис Національного педагогічного університету імені М.П.Драгоманова. Серія: Науково-педагогічні проблеми фізичної культури. Київ: НПУ ім. М.П. Драгоманова; 2016;4(74):74-77.

Малиновський АІ, Петровська ТВ. Особистісні детермінанти іміджу успішного тренера з футболу [Personal determinants of the image of a successful football coach]. Молодіжний науковий вісник Східноєвропейського національного університету ім. Л. Українки. Серія: Фізична культура і спорт. Луцьк; Східноєвропейський національний університет ім. Л. Українки; 2016;23:132-8.

Петровская ТВ, Малиновский АИ. Индивидуально-психологические составляющие функционального имиджа тренера по футболу [Socio-psychological components of the image of an effective football coach]. Наука в олимпийском спорте. 2017;2:39-44.

Позднышев ЕВ. Имидж спортсмена: паблик рилейшнз в спорте [The image of an athlete: public relations in sport]: научно-методическое издание. Киев: ЧПП; 2003. 106 с.

Позднышев ЕВ, Воронова ВИ. Имидж футболиста и пути его создания [The image of a football player and the ways to create it]: научно-методическое издание. Киев: ФФУ; 2003. 211 с.

Tajfel H. Differentsatson socsal groups: Student thesocial psihoiogy ofinter group relations. L: Academic Press; 1978. p. XV.

Body Image In Sport – An Update From Sports Coach UK [Internet]. Available from: http://www.sportscoachuk.org/node/252413.

Загрузки

Опубликован

2018-02-28

Выпуск

Раздел

Медицина и биология