Методология проведения психодиагностических исследований в олимпийском спорте
DOI:
https://doi.org/10.32652/olympic2017.1_%25xКлючевые слова:
Психодиагностика, олимпийский спорт, методология исследованийАннотация
Основываясь на передовом опыте отечественных и зарубежных специалистов в сфере психологической подготовки спортсменов, разработана методология проведения психодиагностических исследований в олимпийском спорте и обоснована целесообразность ее применения. В статье представлены структура и алгоритм психодиагностических исследований в олимпийском спорте на основе методологического подхода. Определена последовательность структурных компонентов как основа для разработки алгоритма реализации методологии. Рассмотрены основные формы проявления психики спортсменов и их взаимосвязь. На примере результатов тестирования членов сборных команд Украины, специализирующихся в циклических, сложно- координационных, игровых видах спорта и единоборствах, при подготовке к главным соревнованиям года показаны особенности и различия их психологического профиля как наглядная реализация алгоритма применения методологии психодиагностических исследований в олимпийском спорте. Изучены индивидуальные и групповые характеристики типа темперамента, а также их процентное соотношение по видам спорта. Проанализированы показатели уровня психологического и физиологического стресса, особенностей восприятия, гендерные характеристики в качестве основополагающих психологических детерминант личности спортсмена. Изучены ключевые психологические факторы предрасположенности спортсменов к определенному типу двигательной активности. Предложены пути совершенствования алгоритма психодиагностики для выявления и развития спортивных задатков по отдельным направлениям.Библиографические ссылки
Anastazi A, Urbina S. Psychological testing. 7th ed. St. Petersburg: Piter; 2007. 688 p.
Bagadirova SK. Materials for the course «Sports psychology»: study guide. Maykop: «Maga -rin O.G.»; 2014. 243 p.
Batarshev AV. Diagnosis of the ability to communicate. St. Petersburg: Piter; 2006. 176 p.
Batarshev AV. Diagnosis of temperament and character. St. Petersburg: Piter; 2006. 368 p.
Bodalev AA, Stolin VV, Avanesov VS. General psychodiagnostics. St. Petersburg: Rech; 2006. 440 p.
Burlachuk LF. Psychodiagnostics: Textbook for high schools. St. Petersburg: Piter; 2006. 352 p.
Vysochina NL, Serdinov AV. Peculiarities of functioning of sensory systems in elite swimmers. In: Proceedings of the IVth student distance internat. scient. conf. devoted to 85th anniversary of Irkutsk State Technical University. Physical culture and sport are the basis of the health of the nation. Irkutsk; 2015;1:708–712.
Gamezo MV, Domashenko IA. Psychological atlas. Мoscow: Pedagogical society of Russia; 2004. 276 p.
Gogunov EN, Martianov BI. Psychology of physical education and sport: study guide for students of higher pedagogical educational institutions. 2nd ed. Moscow: Akademia; 2004. 224 p.
Goleman D. Emotional intelligence. Moscow: AST Moskva-Khranitel; 2008. 478 p.
Kasianik EL, Makeeva ES. Psychological diagnosis of identity of personality. St. Petersburg: Sodeystvie; 2007. 224 p.
Pavlov IP. Brain and psyche. Moscow: MPSI, MOLEK; 2008. 360 p.
Platonov VN. The system for preparing athletes in Olympic sport. General theory and its practical applications: textbook [for coaches] in 2 vols. K.: Olympic literature; 2015. Vol. 1; 680 p.
Tkacheva MS. Peculiarities of functioning of the cognitive mental processes in various sports. Izvestiya of Saratov University. New Series. Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology. 2012;4(12):65–69.
Freed J, Birnbaum D. Reading personality. Moscow: EKSMO-Press; 2002. 288 p.
Yurov IA. Psychological testing and psychotherapy in sport. Moscow: Sovetskii sport; 2006. 163 p.
Anshel MH. Sport psychology: from theory to practice. Manufacturer: Benjamin Cummings; 2002. 450 p.
Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI). University of Texas Medical Branch Psicothema. 2006;18:13–25.
Bem S. Gender schema theory: A cognitive account of sex typing. Psychological Review. 1981;88(4):354-364.
Bundzen P, Balandin V, Zagrantsev V, Unestahl L-E. Psychological training of the olympic reserve: advanced practices. Youth – Science – Olympism. M; 1998:66–58.
Fletcher D, Wagstaff ChRD. Organizational psychology in elite sport: Its emergence, application and future. Psychology of Sport and Exercise. 2009;10:427–434.
Gould D, Dieff enbach K, Moff ett A. Psychological characteristics and their development in Olympic champions. Journal of Applied Sport Psychology. 2002;14(3):172–204.
Hellwege K, Bradonic B. Der NLP-Sport-Practitioner – was er bringt und worin der Nutzen für die Praxis liegt. MultiMind. 2005;14(2):37–39.
Hoar S, Dithurbide L, Goss J. Future directions for building meaningful research and innovation partnerships for applied sport psychology in high performance sport. Journal of Exercise, Movement, and SportHome. 2016; 48(1):99.
Horn T. Advances in sport psychology. 3rd ed. Champaign, IL: Human Kinetics; 2008. 512 p.
Hyde JS. The Gender Similarities Hypothesis. American Psychologist. 2005;60(6):581–592.
Jung CG. Psychologische typen. Rotterdam: Lemniscaat Publishers; 2003. 547 p.
Ellerton R. Live Your Dreams… Let Reality Catch Up: NLP and Common Sense for Coaches, Managers and You. Ottawa, Canada: Traff ord; 2005. 210 p.
Ens G, Paskevich D, Vandervies B. Mental toughness, mental skills, and hardiness in team and individual athletes. Journal of Exercise, Movement, and SportHome. 2016;48(1):83.
Eysenck HJ. Experiments In Personality. Routledge; 2016. Vol. 2, Psychology Revivals: Psychodiagnostics and Psychodynamics; 346 p.
MacNamara Á, Button A, Collins D. The Role of Psychological Characteristics in Facilitating the Pathwayto Elite Performance Part 1: Identifying Mental Skills and Behaviors. The Sport Psychologist. 2010;24(1):52-73.
Mayer JD, Salovey P. What is emotional intelligence? Emotional development and emotional intelligence: Implications for educators. New York: Basic Books; 1997. p. 3–31.
Nuttin J, Fraisse P, Meili R. Experimental Psychology Its Scope and Method. Routledge; 2014. Vol. V, Psychology Revivals: Motivation, Emotion And Personality. 298 p.
Sarkar M, Fletcher D. How Should we measure psychological resilience in sport performers? Measurement in physical education & exercise science. 2013;17(4):264–280.
Salovey P, Detweiler-Bedell BT, Detweiler-Bedell JB, Mayer JD. Emotional intelligence. Handbook of emotions. 3rd edition. New York: Guilford Press; 2008. p. 533–547.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2018 Наука в олимпийском спорте
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Все статьи открытого доступа распространяются под терминами Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License , которая позволяет другим людям перерабатывать, поправлять и брать статьи за основу для производных в некоммерческих целях. Новые произведения должны размещаться с указанием авторства и распространяться на некоммерческой основе, лицензирование производных на тех же условиях не обязательно.