Особенности проявления выгорания личности тренера в процессе профессиональной деятельности

Авторы

  • Валентина Воронова Национальный университет физического воспитания и спорта Украины, Ukraine https://orcid.org/0000-0002-5072-4184
  • Виктория Ковальчук Национальный университет физического воспитания и спорта Украины, Ukraine https://orcid.org/0000-0001-5793-4611

DOI:

https://doi.org/10.32652/olympic2016.1_%25x

Ключевые слова:

спортивные тренеры, профессия, стрессоры, эмоциональное выгорание

Аннотация

В данной статье рассмотрены разные стороны возникновения профессионального выгорания тренеров в спорте, что может отрицательно сказываться на эффективности их деятельности, а также даны результаты исследования факторов, влияющих на возникновение и уровень выгорания тренеров. Спортивные тренеры входят в сферу профессий помощи (система человек- человек), жизнедеятельность которых осуществляется в среде, связанной с дополнительными стрессорами, такими, как высокий прессинг для победы и выполнение роли тренера; административное и родительское вмешательство (безразличие); дисциплинарные проблемы; различные типы людей, с которыми тренер имеет дело; разнообразие ролей, которые они выполняют. Вышеперечисленные и другие профессионально-значимые составляющие деятельности в значительной мере обусловливают преждевременное развитие профессионального выгорания тренеров. Оно может проявляться на разных уровнях организации личности и при ее разных поведенческих проявлениях. Полученные результаты по изучению качеств личности, влияющих на выгорание, дают возможность улучшить систему ранней диагностики и отбора кадров в педагогические профессии, в частности тренера в спорте, что объясняет их практическую ценность.

Библиографические ссылки

Babich O. I. Personal resources to overcome professional burnout syndrome / O. I. Babych. — Irkutsk: IPKPRO, 2011. — 172 p.

Boiko V. V. «Emotional burnout» syndrome in professional communication / V. V. Boiko. — SPb.: Piter, 1999. – 243 p.

Vodopianova N. E. Counteraction to burnout syndrome in the context of human resource concept / N. E. Vodopianova // Vestn. St. Petersburg State University. – 2009. – N 2, Ser. 12. – P. 75-87.

Vodopianova N. E. Burnout syndrome / N. E. Vodopianova, E.S. Starchenkova // — SPb.: Piter, 2008. – 336 p.

Vodopianova N. E. “Burnout” syndrome: diagnosis and prevention / N. E. Vodopianova, E.S. Starchenkova // — SPb.: Piter, 2005. – 336 p.

Zhuravleva G. Emotional burnout in teaching activities and methods of its prevention / G. Zhuravleva // Narodnoe obrazovanie. – 2008. – N 5. – P. 114–120.

Korkh A. Ya. Book of an athlete, coach and team of associates / A. Ya. Korkh, V. A. Korkh, N. L. Korkh // Russ. State Un-ty of phys. culture, sports and tourism. − Moscow: Flinta, 2004. − 367 p.

Kulikov L. V. Types of occupational stress / L. V. Kulikov, O. A. Mikhailova // Psychology of mental states. – Kazan: Pedagogy, 2001. – Issue 3. – 36 p.

Martens R. Who predicts anxiety better: coaches or athletes? / R. Martens, F. Rivkin, D. Burton // Stress and anxiety in sport: Internat. collect. of scient. articles / Composed by Yu. L. Khanin. – M.: Fizkultura i sport, 1983. — P. 184–189.

Maslach K. Professional burnout: How do people cope with / K. Maslach // Practicum on social. psychology. – SPb., 2001. – 234 p.

Mishchenko A. V. Personality determinants of emotional burnout of sports coaches: аutoref. of diss. for the competition for the acad. degree of Cand. of Sci. in psychology. – Sochi, 2011. – 22 p.

Orel V. E. Mental burnout syndrome / V. E. Orel. – Moscow, 2005. — 330 p.

Popova T. A. Emotional burnout, stress and coping behavior in pedagogical activities / Ed. by O. N. Bogomyagkova; Perm. State Human.-Pedagogical Un-ty. – Perm, 2013. – 76 p.

Ronginskaia T. I. “Burnout” syndrome in social professions / T. I. Ronginskaia //

Psykhologicheskii zhurnal. – 2002. – Vol. 23, N3. – P. 85–95.

Riabina S. A. Management of an athlete’s training process / S. A. Riabìna, N. O. Tistol, Z. I. Filatova // Naukovyi chasopys M.P.Dragomanov National Pedagogical University. – 2013. – Iss. 12. – P. 114–119.

Formaniuk T. V. Syndrome of “emotional burnout” as an indicator of professional disadaptation in teachers / T. V. Formaniuk // Voprosy psikhologii. – 1994. – N 6. – P. 28–31.

Greenspan E. Some athletes feel a burning desire to reach the top. Others feel burnout // Womens Sport. – 1983. – N 5. – P. 50–53.

Kroll W. Stress factors in coaching / W. Kroll, J. Gunderscheim // Coaching Scie. Update. – 1982. – P. 49.

Maslach C. Burnout. The Cost of Caring / C. Maslach. – Englewood Cliffs: Prentice–Hall. – 1982. – 123 p.

Maslach C. Unconscious determinants of career choice and burnout: Theoretical model and counseling strategy / C. Maslach, A. Pines // J. of Employment Counseling. – 2001. – Vol. 38. – P. 170–184.

Perlman B. Burnout: summary and future research / B. Perlman, E. A. Hartman // Human relations. – 1982. – Vol. 35. – P. 4.

Wilson V. E. Burnout in coaching sports. – Ottawa: The Coaching Association of Canada / V. E. Wilson, T. Haggerty, E. Bird – 1986. – Р. 123.

Загрузки

Опубликован

2016-03-02

Выпуск

Раздел

Медицина и биология