Определение игрового амплуа хоккеистов с учетом личностных параметров

Авторы

  • Валентина Воронова Национальный университет физического воспитания и спорта Украины, Ukraine https://orcid.org/0000-0002-5072-4184
  • Надежда Высочина Национальный университет физического воспитания и спорта Украины, Ukraine https://orcid.org/0000-0001-6098-9699
  • Алексей Михнов Национальный университет физического воспитания и спорта Украины, Ukraine https://orcid.org/0000-0002-8516-5108

DOI:

https://doi.org/10.32652/olympic2018.1_%25x

Ключевые слова:

личностные параметры хоккеистов, игровое амплуа, соревновательная деятельность, модельные характеристики, многолетняя психологическая подготовленность

Аннотация

Цель. Определение и систематизация психологических личностных составляющих хоккеистов в зависимости от их игрового амплуа. Методы. Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, интернет-ресурсов и опыта передовой практики; педагогическое наблюдение; анализ соревновательной деятельности; методы психодиагностики; метод экспертных оценок; методы математической статистики. Результаты. Раскрыта роль психологических свойств и качеств личности хоккеистов в процессе выбора ими игровых функций. Определены конкретные стороны подготовленности игроков при принятии решения о дальнейшей игровой специализации. Систематизированы психологические показатели, информативные для хоккея, а также установлена их приоритетная значимость и особенности проявления для спортсменов различного игрового амплуа (центральный нападающий, крайний нападающий, защитник, вратарь). Выявлены особенности про-явления различных психологических параметров с учетом игрового амплуа хоккеистов. Установлены значимые корреляционные взаимосвязи между эфaективностью соревновательной деятельности и уровнем проявления психологических свойств и качеств хоккеистов высокой квалификации. Показано, что уровень самооценки для хоккейного вратаря имеет положительную взаимосвязь с различными показателями внимания и отрицательную – с уровнем стресса и тревоги спортсмена. Анализ факторной структуры психологической подготовленности свидетельствует, что для всех игровых амплуа присутствуют характеристики внимания (точность при работе, требующей сосредоточения внимания, скорость переработки информации и др.); для крайнего и центрального нападающего – точность и сосредоточение внимания; для защитника – точность при работе, требующей сосредоточения внимания и скорость переработки информации. Заключение. Выбор игрового амплуа в хоккее – многофакторный процесс, который требует учета множества критериев и показателей, особенно: игровой предрасположенности, уровня развития двигательных качеств и психологических особенностей спортсменов.

Библиографические ссылки

Андреев ИВ. Методы контроля и совершенствования тактической подготовки высоко-квалифицированных хоккеистов [Methods of control and improvement of tactical training of elite hockey players] [автореферат]. Москва: ЦНИИС; 1992. 18 с.

Бишоп С. Тренинг ассертивности [Training of assertiveness] [пер. с англ. А. Маслова]. СПб: Питер; 2002. 208 с.

Верхошанский ЮВ, Тихонов ВВ, Колосков ВИ. Программирование тренировочных нагрузок по СПФ высококвалифицированных хоккеистов в годичном цикле подготовки [Programming of training loads in SPT for elite hockey players in the annual cycle of preparation]: метод. рекомендации. Москва: Госкомспорт СССР по физической культуре и спорту; 1989. 44 с.

Волков ВМ. Управление предсоревновательным состоянием спортсмена [Management of a precompetitive state of athlete]. В: Междунар. науч. конгресс. Современный олимпийский спорт; 1993 мая 10-15; Киев. Киев; 1993. с. 244-46.

Воронова ВИ, Михнов АП. Особенности проявления самооценки у хоккеистов [The peculiarities of self-esteem manifestations in hockey players]. В: Всероссийская заочная научно-практическая конференция с международным участием. Современные перспективы и проблемы развития регионального образования в условиях модернизации и реформирования Российского общества. Сургут; 2015. с. 15-23.

Галкина ИА. Взаимосвязь самооценки личности и характеристик исполнительской деятельности [Relationship between the personality self-assessment and characteristics of performance activity] [автореферат]. Москва: ИП РАН; 2009. 25 с.

Дендеберя ЕВ. Как поднять самооценку [How to raise self-esteem]. Ростов н/Д: Феникс; 2003. 352 с.

Денисова ЛВ, Хмельницкая ИВ, Харченко ЛА. Измерения и методы математической статистики в физическом воспитании и спорте [Measurements and methods of mathematical statistics in physical education and sports]: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений физ. воспитания и спорта. Киев: Олимп. лит.; 2008. 128 с.

Ильин ЕП. Мотивация и мотивы [Motivation and motives]. СПб: Питер; 2008. 508 с.

Квашук ПВ, Власов АЕ. Комплексное исследование функционального состояния хоккеистов высокой квалификации [Comprehensive study of the functional state in elite hockey players]. В: Материалы совм. научн. конф. проф.-преп. и научн. состава МГАФК, РГАФК, ВНИИФК. Малаховка: МГАФК; 2002. с. 109-11.

Князев АА. Психолого-педагогические характеристики в вопросах обеспечения подготовки спортсменов [Psychological and pedagogical characteristics in the issues of provision of athletes preparation]. Ростов н/Д: РСЭИ; 2008. 329 с.

Костюкевич ВМ. Специальная подготовка спортсменов в различных игровых амплуа в хоккее на траве [Specialized training of athletes with different playing positions in field hockey] [автореферат]. Москва: ВНИИФК; 1990. 24 с.

Крутских ВВ. Особенности физической подготовки хоккейных вратарей 15-16 лет на этапах подготовительного периода [Features of physical training of hockey goalkeepers aged 15-16 years at the stages of the preparatory period] [диссертация]. Москва; 2002. 157 с.

Кутовая ЕИ. Психология победы. Секреты подготовки олимпийских чемпионов [Psychology of winning. The secrets of preparation of Olympic champions]. Москва: АСТ; 2007. 192 с.

Льюинсон РТ, Пальме ОЭ. Моральные аспекты силовой борьбы в хоккее: следует ли ее запретить? [The morality of fighting in ice hockey: should it be banned?]. Наука в олимпийском спорте. 2013;2:65-68.

Митин ЮВ. Структура и динамика подготовленности высококвалифицированных хоккеистов [Structure and dynamics of the preparedness of elite hockey players] [автореферат]. Малаховка: МОГИФК; 1990. 21 с.

Михайлов КК. Управление учебно-тренировочным процессом юных хоккеистов по овладению техникой катания на коньках (на примере СДЮШОР по хоккею СКА Санкт-Петербург) [Management of education and training of young hockey players in mastering the technique of ice skating (through the example of specialized children-youth hockey school of Olympic reserve of The Sports Club of the Army of St. Petersburg)] [диссертация]. СПб; 2007. 154 с.

Сопов ВФ. Психические состояния спортивной деятельности как функциональные образования и их классификация [Mental states of sports activity as functional formations and their classification]. Вестник спортивной науки. 2004;2:47-52.

Степанюк С. Хокей у програмі Всесвітніх універсіад [Hockey in the program of World Universiades]. Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного вихо-вання і спорту. Харків; 2009;2(2):87-91.

Уфимцев АВ. Оценка процесса моделирования двигательной деятельности высококвалифицированных хоккеистов [Evaluation of the process of modelling of motor activity of elite hockey players] [диссертация]. Челябинск; 1999. 141 с.

Хамиуэлл У. Психологическая подготовка хоккеистов [Mental preparation of hockey players]. В: Материалы международного симпозиума тренеров. Вена: ИИХФ; 1996. с. 45-49.

Загрузки

Опубликован

2018-02-28

Выпуск

Раздел

Медицина и биология