Мультикультурализм и олимпийский спорт

Авторы

  • Марія Булатова Национальный университет физического воспитания и спорта Украины, Ukraine https://orcid.org/0000-0002-5831-9538

DOI:

https://doi.org/10.32652/olympic2018.2_olympic2018.2_1

Ключевые слова:

мультикультурализм, глобализация, культурное многообразие, олимпийское движение, Олимпийские игры, олимпийское образование, олимпийское воспитание

Аннотация

Цель. Изучение мультикультурализма как явления, привлекающего обостренное внимание в условиях глобализации современного мира, и возможностей олимпийского спорта для расширения теоретических представлений и практической деятельности, направленных на обеспечение равенства в правах и свободах разных групп населения. Методы. Исторические методы познания, контент-анализ, экспертный опрос, системно-интегративный, логический. Результаты. Специфика философии олимпизма, реальная практика олимпийского спорта создают естественную среду, в которой проявляются такие качества, как уважение к правам участников, объективная оценка их достижений вне зависимости от расовых, этнических, религиозных, культурных или иных особенностей. Это, однако, не означает отсутствия необходимости соответствующего образования и воспитания как составной части олимпийского образования, требует включения в его содержание разностороннего многокультурного образования. Дана характеристика понятия «мультикультурализм» как явления, обеспечивающего достижение равенства в правах и свободах разных групп населения, взаимное обогащение культур путем развития взаимопонимания, взаимоуважения и толерантности, культурное объединение людей. Подвергнуты анализу виды и особенности мультикультурализма, его связь с глобализацией мирового сообщества, риски и противоречия. Доказана связь мультикультурализма с философией олимпизма, определены возможности олимпийского спорта в отношении обеспечения прав и интересов разных групп населения. На материале мультикультурализма США показаны возможности спорта для реализации его политики, укрепления самосознания и самоидентификации, формирования гордости и солидарности меньшинств, подвергаемых дискриминации. Показано развитие мультикультурализма на материале олимпийского спорта, охарактеризована роль олимпийского образования в реализации политики мультикультурализма, проанализированы перспективы его развития в этом направлении. Заключение. Спорт высших достижений и, особенно, олимпийский спорт и олимпийское движение, в силу специфики, обусловленной философией олимпизма, строгими правилами соревнований и выявления победителей, а также исключительной популярности и массовости в мире, создает особые условия для реализации сбалансированной политики мультикультурализма как на международном, так и на национальном уровнях.

Библиографические ссылки

Бубка СН. Олимпийский спорт: древнегреческое наследие и современное состояние [Olympic sport: Ancient Greek heritage and modern state][диссертация]. Киев: НУФВСУ; 2013. 248 с.

Булатова ММ. Фехтування. Енциклопедія в запитаннях і відповідях [Fenсing. Encyclopedia in questions and answers]: навчальне видання. Київ: Олімпійська література; 2017. 576 с.

Булатова М, Бубка С. Культурное наследие Древней Греции и Олимпийские игры [The cultural heritage of Ancient Greece and the Olympic Games]. Киев: Олимпийская литература; 2012.

Давыдов ОБ. Либеральный мультикультурализм и коммунитаристский мультикультурализм: спорт в обществе [Liberal multiculturalism and communitarian multiculturalism: Sport in society]. Философская мысль. 2016;12:87-92.

Колесов АИ. Основные пути повышения эффективности работы спортивных организаций в развитии высшего спортивного мастерства [The main ways to increase the efficiency of sports organizations activity related to the development of higher sporting mastery]. Научно-спортивный вестник. 1981;4:3.

Павлов СП. От Олимпиады-76 к Олимпиаде-80 [From the Olympics 76 to the Olympics 80]. Научно-спортивный вестник. 1977;5:3-9.

Платонов ВН. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте [General theory of preparing athletes in Olympic sport]: учебник для студентов вузов физического воспитания и спорта. Киев: Олимпийская литература; 1997. 584 с.

Платонов ВН. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения [The system for preparing athletes in Olympic sport. General theory and its practical applications]. Киев: Олимпийская литература; 2015. Кн. 1.; 680 с.; Кн. 2.; 752 с.

Платонов ВН. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к Олимпийским играм [High performance sport and preparation of national teams for the Olympic Games]. Москва: Советский спорт; 2010. 310 с.

Платонов ВН. Техническое совершенствование пловцов [Technical advancement in swimming]. В кн.: Плавание [Swimming]. Киев: Олимпийская литература; 2000. С. 103-15.

Столяров В. Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция [Sociology of physical culture and sports. Introduction into problematics and a new concept]. Litres; 2017 Сент. 5. 490 с.

Шульгина ДН. Глобализация и культурная идентичность [Globalization and cultural identity] [автореферат]. Воронеж; 2011. 26 с.

Chatziefstathiou D. Active citizens and public policy: the example of London 2012 Olympic Games. In: Chatziefstathiou D, Müller N, editors. Olympism, olimpic education and learning legacies. Newcastle upon Tyne: Cambridge scholars Publishing; 2014. P. 19-27.

De la Cueva DG. Pedagogical legacies developed by Baron Pierre de Coubertin Committee of Argentina. In: Chatziefstathiou D, Müller N, editors. Olympism, olimpic education and learning legacies. Newcastle upon Tyne: Cambridge scholars Publishing; 2014. P. 219-28.

Evangelos A, Smaragda K. Implementation of Olympic education in Greece. In: Chatziefstathiou D, Müller N, editors. Olympism, Olympic education and learning legacies. Newcastle upon Tyne: Cambridge scholars Publishing; 2014. P. 229-44.

Fioranzi A, Florio G. Analisis of the Olympic ideals applied to the World of business 2010 winners. In: Chatziefstathiou D, Müller N, editors. Olympism, Olympic education and learning legacies. Newcastle upon Tyne: Cambridge scholars Publishing; 2014. P. 260-7.

Hargreaves J. Sporting females. London: Routledge; 1994.

Kasyanova A. An Olympic education program focused on multicultural approach within a Sport Federation: the case study of modern pentathlon. In: Chatziefstathiou D, Müller N, editors. Olympism, Olympic education and learning legacies. Newcastle upon Tyne: Cambridge scholars Publishing; 2014. P. 76-86.

Lapchick RE. Sport in America: the new racial stereotypes. Rethinking the color line: readings in race and ethnicity. 2012;5:311-8.

Lyras A. Olympic education in practice: educational components of a sport for peacebuilding intervention. In: Chatziefstathiou D, Müller N, editors. Olympism, Olympic education and learning legacies. Newcastle upon Tyne: Cambridge scholars Publishing; 2014. P. 245-58.

Naul R, Binder D, Rychtecky A, Culpan I, editors. Olympic education: an international review. Taylor & Francis; 2017 Feb 17.

Rhodes G, Zlotnicki J. Initiatives beyond the competition: common purposes connecting international sport and education. In: Chatziefstathiou D, Müller N, editors. Olympism, Olympic education and learning legacies. Newcastle upon Tyne: Cambridge scholars Publishing; 2014. P. 2-11.

Todt NS. Worldwide practices combining Olympic values and sport: encouraging transferable life skills to Disadvantaged Brazilian Communities. In: Chatziefstathiou D, Müller N, editors. Olympism, Olympic education and learning legacies. Newcastle upon Tyne: Cambridge scholars Publishing; 2014. P. 194-206.

Torres CR. Morally incompatible? An analysis of the relationship between competitive sport and international relations at the Olympic Games. SAIS Review. 2011;1:9-13. DOI: 10.1353/sais.2011.0016

Загрузки

Опубликован

2018-05-31

Выпуск

Раздел

Олимпийское образование